"Возможность умереть согласно первоначальному замыслу для неискажённых: они переходили в состояние, где могли достичь больших глубин понимания и душевного покоя и, исцелившись от всех духовных и телесных ран, могли, наконец, отдать душу: умереть добровольно и даже охотно, с эстель. То, чего Арагорн достиг без всякой подобной помощи." 1
Для эльфов, наоборот, любая смерть - "противоестественное прерывание жизни"2. Самый известный текст, конечно, "Законы и обычаи эльдар" 3.
Ульмо говорит по поводу смерти Мириэль:
"Смерть зло для эльдар и противоречит природе Арды Неискажённой".4
При этом "бестелесный дух тосковал по телу как своему естественному и уникальному дому"5
"...хотя пришедшим на зов душам не угрожала Тьма, бестелесность была противна их природе. Поэтому мёртвые были несчастны, не только от разлуки с друзьями, но и от невозможности действовать и создавать новое без тела. Потому многие замыкались в себе, тяготясь своими горестями, и плохо поддавались исцелению."6
То есть, с тем, что для эльдар смерть - зло, вроде бы, всё ясно.
О том, что самоубийства, несмотря на это, случаются и, более того, эльфы могут умереть просто усилием воли, без разрушения тела, тоже говорится. Самый известный пример, конечно, Мириэль. Судя по ЗиОЭ, этот случай был не исключительным, и возможность покинуть тело у эльфов была:
1. "Вина или невиновность в деле смерти обсуждается, потому что так или иначе навлечь на себя это зло по своей воле (или принудив других убить себя в защиту от неправой силы, или в результате глупости или опрометчивости, или самому разрушить свое тело, или по своей воле покинуть его) считается виной; или, по меньшей мере, самовольный уход из жизни считается достаточной причиной, если только воля феа не изменится, для феа оставаться среди Умерших и не вернуться."
2. "Тень над Ардой порождает не только телесные несчастья и болезни. Она может исказить разум, и те из эльдар, кто потемнел духом, творили противное природе и были способны на злобу и ненависть. Не все, кто умер, пострадали безвинно. Более того, некоторые феар в горе или усталости оставляли надежду и отвращались от жизни, покидая тела, хотя те могли быть исцелены или даже не были ранены. Немногие из таких позже желали возрождения, по крайней мере, пока не проходил долгий срок "ожидания", а некоторые не вернулись никогда. Из других, творивших зло, многие долго удерживались в "ожидании" и некоторым никогда не позволено было вновь вернуться к жизни.
Во второй цитате, помимо прочего, самоубийцы рассматриваются вместе с "другими, творившими зло". То есть, самоубийство - не только искажение, как любая другая смерть для эльфа, но и грех7.
Ещё одна известная цитата из ЗиОЭ, точней, из авторских комментариев к ним:
"Добровольная смерть не считалась преступной, но являлась недостатком, указывающим на какой-то изъян или порок души, и попавшим в Мандос таким образом могло быть отказано в новом возрождении." 8
Для сравнения пассаж про отказ от возрождения в основном тексте:
"Хотя горести могут быть велики и совершенно незаслужены, и смерть (или, скорее, отказ от жизни) может быть потому понятна и безвинна, но считалось, что отказ от возвращения к жизни после отдыха в Мандосе есть проступок, показывающий слабость или недостаток отваги у феа."
Во втором случае, как известно опять же из ЗиОЭ, душа получает, как минимум, 10 аманских лет на то, чтобы передумать.
В первом, видимо, решение принимает Намо, независимо от желания самой души.
По-видимому, отсюда можно сделать вывод, что у всех эльфов по умолчанию была возможность оставить тело, но было и несколько причин этого избегать: нежелание подвергаться искажению; нежелание долго ждать в Мандосе, пока "изъян" добровольной смерти не излечится; и нежелание отказываться от шансов на новое рождение.
И, по-видимому, эти причины - особенно, последняя - могли работать даже в очень тяжёлых условиях вроде плена и пыток. Ещё и потому, что бестелесное существование, как видим, для эльфов неприятно.
Остаются два вопроса – всё с теми же Мириэлью и Маэдросом.
В случае Мириэль: к ней ходили в Мандос и упрашивали её вернуться, хотя самоубийство в анамнезе, по идее, должно было этому препятствовать, даже если бы Мириэль и передумала. Персонажи этого не знали? Видимо, так. Эльфы - потому что никто до сих пор так не делал, а Намо - потому что ещё не проконсультировался с Эру.
В случае Маэдроса: после Войны гнева "понял он, что правду говорил Эонвэ: право его на Сильмариль потеряло силу и клятва была напрасна. В муке и отчаянии бросился он в зияющую пропасть, что дышала огнем, и так встретил свой конец; а Сильмариль, что был с ним, сокрылся в недрах земных."9
То есть, имея возможность в любой момент решить
========================
1 An opportunity for dying according to the original plan for the unfallen: they went to a state in which they could acquire greater knowledge and peace of mind, and being healed of all hurts both of mind and body, could at last surrender themselves: die of free will, and even of desire, in estel. A thing which Aragorn achieved without any such aid. - HoME 1993 MORGOTH'S RING - Athrabeth
2 unnatural breach in the continuity of the life of the Eldar - HoME 1993 MORGOTH'S RING - Story of Finwe and Miriel
3 HoME 1993 MORGOTH'S RING - Laws and Customs among the Eldar
4 And death is for the Eldar an evil, that is a thing unnatural in Arda Unmarred. - HoME 1993 MORGOTH'S RING - Story of Finwe and Miriel
5 a disembodied spirit yearned for its body as its natural and unique housing. - FRAGMENTS ON ELVISH REINCARNATION - Some notes on ‘rebirth’, reincarnation by restoration, among Elves. With a note on the Dwarves.
6 ...though those fёar that obeyed their summons were safe from the Darkness, to be naked was against their nature. Therefore the Dead were unhappy, not only because they were bereaved of friends, but because they could do no deed nor achieve any new design without the body.a Many therefore turned inwards, brooding upon their injuries, and they were hard to heal. - FRAGMENTS ON ELVISH REINCARNATION – The Converse of Manwe with Eru concerning the death of the Elves and how it might be redressed; with the comments of the Eldar added
7 Толкин использует термин "грех" (sin), в частности, в разговоре Эру и Манвэ, и в словарях квенья: naiqua- "грешить", naiquear - "грешники". То есть, понятие греха в Арде, как и в авраамических религиях, есть.
8 This wilful death was not regarded as wicked, but it was a fault implying some defect or taint in the fea, and those who came to Mandos by this means might be refused further incarnate life. - HoME 1993 MORGOTH'S RING - Laws and Customs among the Eldar
9 СИЛЬМАРИЛЛИОН