понедельник, 13 июня 2016
Не все ещё баянистые темы мной охвачены :>
Начнём с очевидного. Слуги (servants) у эльфов упоминаются неоднократно, как в Сильме, так и в НоМЕ и других источниках.
"Там была его кузня, и его темные чертоги, и его слуги, скрытные и безмолвные, как их господин."
"Там, высоко меж стволов Хирилорна, был выстроен дом, и в нем поселили Лутиэн. Лестницы оттуда были убраны и строго охранялись — кроме тех случаев, когда слуги Тингола поднимались наверх, чтобы доставить ей все необходимое."
"Тут Арэдэль обрадовалась и с гордостью взглянула на сына; и, сказав слугам, что едут искать сыновей Феанора, они уехали".Это абсолютно все эпизоды Сильмариллиона, где слуги упоминаются в контексте, который не требует от них никаких умений, знаний и квалификации; просто как домашняя прислуга.
Тем не менееТем не менее, в целом упоминаний слуг в Сильмариллионе много. Это либо слуги-подмастерья, помощники:
"За валарами пришли другие, менее могучие духи, чье бытие также началось до начала Мира. Это майары — подданные валаров, их слуги и помощники."
"Но вскоре слуги Ульмо уносили Солнце в глубину"
Либо слуги-воины:
"...жестокие слуги Целегорма схватили юных сынов Диора и бросили их умирать от голода в лесу."
"...слуги Тургона защищали его башню, пока она не рухнула"
Ещё упоминается "сопровождение", "войско", "отряд", "свита", "дом", "данники" и "подданные" (escort, host, company, household, vassals, subjects). Домашние слуги не упоминаются, но это и неудивительно: в человеческой литературе они тоже не особо упоминались - особенно, в эпосе и рыцарских романах. Но это уже показывает, что под "слугами" эльфы могли понимать не только и не столько домашнюю прислугу.
Если заглянуть в словари, то картина становится ещё интересней.
РАБСТВО
Во-первых, в эльфийских языках есть слова "раб" и "рабство". Более того, для этих понятий есть целых четыре корня с кучей производных.
1. eQ. virt - раб, слуга; eQ. vartane - служение
2. eQ. norka, G. drogod - рабство, неволя; G. drog - раб, невольник, слуга
3. G. guinir - раб
4. мQ. mól >> N. mûl - раб, невольник
Обратите внимание, что для перевода этих понятий на английский Толкин в словарях тоже использовал слово servant, "слуга", что размывает пределы понятия ещё сильней. И ведь это не поздняя синдаринская лексика, не заимствования из человеческой культуры, а вполне себе квенья.
Значит ли это, что у эльфов были не только слуги, но и рабы?
Ответ есть в "Этимологиях" (НоМЕ 1987 The Lost Road And Other Writings) в "Parma Eldalamberon" №11:
мQ. Mólanoldorin >> N. Mûlanoldorin pn. Thrall Noldorin ("рабский нолдорин"
• language of enslaved Noldor ("язык порабощённых нолдор"
То есть, речь идёт о языке нолдор, захваченных в плен Мелькором. Можно предположить, что и в более раннем периоде под рабами подразумевались именно эльфы, захваченные Мелькором, а не рабовладельческий строй перворожденных.
Если же смотреть на слова, означающие в эльфийских языках именно слуг, службу и соратников, то видим следующие корни и группы понятий.
СЛУЖБА
Есть целый ряд слов, указывающих на связь понятий "слуга" и "военная служба, вассалитет"
√KHER управлять, обладать
От этого корня в синдарине и нолдорине образованы понятия herth - "дом, домочадцы, войско"; мQ. heru и S. hîr "лорд, господин" и женская форма heri
√SATAR - верный, доверие, полагаться (на кого-то)
Отсюда в разных языках такие производные, как Q. satar, S. sadron, satrō, satarŏ, означающие все примерно одно и то же: "верный последователь, соратник",
м√BEW - служить, следовать
Отсюда такие слова, как beu̯rō, T. búro, ON. bioro, N. beor, N. bôr со значением "последователь, вассал, слуга" и глагольные основы T. búa-, N. buia- со значением "служить, хранить верность (присяге)"
(В легенде о пробуждении три рода, вождями которых стали три первые пробудившиеся, - описываются именно словом followers, последователи. По-видимому, в квенья при этом подразумевался какой-то из этих двух корней)
ДРУЖБА
Сюда относятся слова, указывающие на связь понятий "слуга", "друг", "единомышленник", "помощник"
√DUR - особо интересоваться чем-либо >> производный корень √N(D)UR - склоняться, подчиняться, служить
Отсюда: мQ. núro, "слуга" (это основное, использовавшееся по умолчанию слово со значением "слуга" в квенья); Q. -(n)dur, суффикс со значением "слуга"; Q. eärendur - "профессиональный моряк" ("слуга моря"
; Q. arandur n. "министр, наместник, управляющий". Буквально - "слуга короля".
√N(D)IL - "друг, любовь, привязанность; любить как друга, как равного"
Q. arandil "друг короля, роялист"; Q. meneldil "астроном" ("любитель неба"
; Q. Atandil "друг людей"; Q. Aulendil "слуга (так в словаре; дословно - друг) Ауле".
По-видимому, "слуги валар" из Сильмариллиона переводились бы на квенья каким-то из этих слов.
Отсюда видно две вещи. Во-первых, все слова эльфийских языков со значением "слуга", которые не подразумевают военной, вассальной службы, дружбы и/или совместной работы, подразумевают зато рабство и относятся, видимо, к пленникам Мелькора.
Во-вторых, друг, слуга и специалист -(н)дур и -(н)дил - это примерно одно и то же. О чём, помимо прочего, прямо говорится уже в приложениях к ВК. В словарных подборках, опубликованных в Parma Eldalamberon #17, приводится ещё более интересная словарная статья:
"-ndil - the distinction is not always made (especially by men) with -ndur"
(-ндил - обычно не отличают по значению (особенно, люди) от -ндур).
Немного размышлений на тему
Добавляем к этому отсутствие наследования профессий; описанное в "Законах и обычаях" уважение нолдор к личной свободе; выбор занятия по вкусу; отсутствие предрассудков о "приличных" и "низких" ремёслах и занятиях.
Добавляем к этому способность делать феноменально долговечные ткани, инструменты, предметы быта; развитое сельское хозяйство с отличной урожайностью и привычку к перепроизводству ресурсов (особенно у эльдар, по сравнению с авари).
Добавляем к этому умение устроить проточную канализацию, отопление и водопровод (чем эльфы хуже древних римлян, корейцев или арабов?).
Добавляем к этому бессмертие и возможность непрерывного накопления знаний и профессиональных умений.
И получаем, что отдельное сословие неквалифицированной рабочей силы со всем этим не очень вяжется. Во-первых, в нём нет острой необходимости. Во-вторых, это попросту расточительно: использовать на неквалифицированной работе существо возрастом в несколько сотен лет с шестью высшими образованиями. То есть, можно, конечно, если оно хочет разгрузить голову. Но навсегда привязывать его к этой неквалифицированной работе глупо и нецелесообразно.
С другой стороны, на роль стажёров и разнорабочих всегда есть, во-первых, дети и молодёжь, занятая по молодости размножением, а не профессиональным ростом (ей же всё равно надо чем-то заниматься в свободное от размножения время), а во-вторых, новички в данной профессии, недавно сменившие или только сейчас меняющие специализацию. Был лоцманом, а решил заняться кулинарией? Отлично, для начала будешь носить воду, чистить картошку и смотреть, как профессионалы работают. И понемногу пробовать свои силы, да.
Источники:
1. Сильмариллион / Silmarillion
2. Etymologies
3. Приложения к ВК
4. Parma Eldalamberon
5. Laws and Customs of the Eldar
6. eldamo.org
Источник каждого конкретного слова можно при желании найти через словарь eldamo.org. Вбиваете в поиск - и смотрите список всех материалов, в которых это слово упоминается.
Обозначения и сокращения:
√ - корень слова, обычно из праэльфийского; НЕ слово целиком
Q. - квенья
S. - синдарин
N. – нолдорин
ON. – старый нолдорин
G. - "номский", ранняя версия нолдорина
T. - телерин
e - версия словарей из раннего периода
м - версия словарей из среднего периодакод для обзоров
Вернётся. Да только по текстам есть упоминание, что из попадавших в Мандос вторично на возрождение решались очень немногие. Смерть для эльфа - это очень болезненная и травматичная штука. Иначе проблема разлуки с погибшими друзьями и родственниками не стояла бы в принципе, и самоубийства у эльфов были бы куда более частым явлением, чем зафиксированный в каноне единственный случай.
Неспособность забывать - это разве не фанон? В каноне, по-моему, прямо говорится только про то, что эльфийская память лучше человеческой. Или есть что-то более конкретное?
Я тут скорее не про память одного конкретного индивида - а про долговременную память народа. У людей возможен расклад типа попыток пересмотреть итоги Второй Мировой: за минувшее время сменилось несколько поколений, часть информации затерялась, очевидцев почти не осталось, а те, кто знает события только по чужим рассказам, могут строить свои предположения. У эльфов такое невозможно: смена поколений в мирное время отсутствует в принципе, да и в военное происходит лишь частично, и в Третью эпоху есть те, кто своими глазами видел свет Древ и точно знает, почему случился Исход нолдор, потому что сам в нём участвовал. Поэтому у эльфов не прокатывает "когда-то наши предки враждовали, но мы уже сами не помним, кто кому какую ногу оттоптал, так что замнём для ясности" - им приходится не заминать, а решать целенаправленно, что вот с этими мы, несмотря на содеянное, всё-таки попытаемся восстановить отношения.
Для этого чувствовать ничего не обязательно, достаточно знать химию :>
Но если мастер "нюхом чует", как подействует конкретная присадка на металл - ему требуется меньше экспериментальных попыток, а значит, меньше расход времени и ресурса. Что тоже роляет.
Это где? В "Законах и обычаях" минимальный срок в Мандосе - 10 лет валар, это подтверждает версию о травматичности. Но в остальном там ничего похожего нет. А про остальных наоборот говорится, что возрождение после смерти считалось за лучший возможный исход. И что редки случаи, когда кто-то возрождался больше одного раза. То есть, одно возрождение - это всё-таки не редкость.
Редко решались на возрождение те, кто при жизни натворили гадостей, и некоторые отказывались после смерти явиться в Мандос, но в обоих случаях это не сильно массовые явления, хотя и не исключительные.
А про самоубийства вопрос вообще тёмный. Из сюжетов очевидно, что самоубивались редко, но вот внятного объяснения причин я в источниках пока не нашла.
С памятью понятно, согласна.
Да нет, те же ЗиОЭ: Но многие, без сомнения, умерев дважды, не желают возвращения.
Редко решались на возрождение те, кто при жизни натворили гадостей - тех, кто при жизни натворил гадостей, из Мандоса просто не выпускали до реморализации: пусть посидят и подумают над своим поведением.
про самоубийства вопрос вообще тёмный. Из сюжетов очевидно, что самоубивались редко, но вот внятного объяснения причин я в источниках пока не нашла.
Мне кажется, там комплекс факторов. Но так же по комплексу факторов (в частности, развитое целительство, начавшее развиваться ещё в Амане - хотя казалось бы: где уж проще - покинуть искалеченное тело и через некоторое время вернуться в новеньком-целеньком) можно предположить, что смерть для эльфов была ой как нелегка.
из Мандоса просто не выпускали до реморализации
Ну там сказано, что они и сами не рвались.
Развитое целительство, мне кажется, как раз не говорит о травматичности смерти. Оно развивалось бы и в том случае, если бы самоубийство само по себе было совершенно нетравматичным. Если есть возможность вылечиться за неделю, то зачем уходить с этой же целью в Мандос на 10(0) лет? Особенно, если семья, друзья и работа в Эндорэ. Выпустят-то потом в Аман.
А какие ещё факторы вы имеете в виду? Я вижу вообще только один. Из тех же "ЗиОЭ" следует, в принципе, что смерть для квенди - сама по себе искажение. Но мне сложно представить, чтобы это было достаточным сдерживающим фактором для всех поголовно, кроме пары исключений за всю историю. И при этом не удержало Мириэль, но удерживало тысячи пленных.
"Эльдар считали, что если не помешают несчастье или уничтожение тела, в ходе лет каждый может испробовать свои силы и насладиться всеми разнообразными талантами, присущими их роду, и в знании, и в мастерстве, хотя по-разному и в разной степени. С такими переменами склонностей, или инвисти, их ламатьявэ также могли изменяться. Но такие изменения или сдвиги на самом деле наблюдались по большей части среди нэри, поскольку нисси, хотя и вступали в пору зрелости раньше, оставались затем более постоянны в склонностях и меньше желали перемен"